Кто должен проходить обучение по безопасности дорожного движения в организации
Если предприятие или организация использует автотранспорт для перевозки людей или грузов, то руководители и специалисты этой организации, должны пройти обучение и последующую аттестацию по Безопасности дорожного движения.
При этом организация не обязательно должна быть каким-то перевозчиком и возить чужие грузы или людей как например таксопарк или компания-грузоперевозчик - требование остается в силе даже если организация перевозит грузы или людей для собственных нужд.
Сразу оговоримся, что обучение нужно в том случае, если владельцем транспортного средства является юридическое лицо, а если автотранспорт используется в организации, но по ПТС владельцем является например учредитель, то можно считать, что в организации автотранспорта нет.
Стоит еще отметить, что согласно Гражданскому кодексу РФ, владельцем источника повышенной опасности не признается лицо, управляющее им в силу исполнения своих трудовых (служебных, должностных) обязанностей на основании трудового договора (служебного контракта) или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем источника повышенной опасности. Но, если транспортное средство передано лицу во временное пользование и он пользуется им по своему усмотрению, то он признается его законным владельцем.
Итак, с правами собственности разобрались, возвращаемся к безопасности перевозок.
Кажется, какое дело контролирующим органам до внутренних перевозок организации? А вот и нет, с точки зрения Закона, автомобиль (транспортное средство) является источником повышенной опасности, так же как например опасный производственный объект (какой-нибудь грузоподъемный кран, который может упасть или оборудование работающее на газу или под давлением, которое может взорваться). Поэтому организация-владелец несет ответственность за все неприятности, которые произошли из-за ее собственности или с ее сотрудниками, которые этой собственностью управляли.
Вопрос: Кто в организации несет ответственность за безопасность дорожного движения при использовании автотранспорта компании и соответственно должен обладать необходимыми знаниями?
Ну конечно же Руководитель. И это первый кто должен пройти обучение по курсу повышения квалификации "Безопасность дорожного движения".
Но руководитель организации обычно занят другими делами и скорее всего автотранспорт это не самое важное, чем ему надо заниматься, поэтому он из числа своих заместителей или другого руководства назначает "Специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения".
Но абы кого назначить "ответственным" нельзя - есть приказ Минтранса России N 282, в котором описаны требования к образованию этого сотрудника. Не вдаваясь в подробности, если профильного образования у него нет, то при назначении ответственным:
- он тоже повышает свою квалификацию по "Безопасности дорожного движения" (48 часов);
- плюс проходит переподготовку по курсу "Специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения" (256 часов).
При этом, что руководитель организации, что ответственный специалист занимаются в первую очередь организационными вопросами:
- проводят мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий;
- разрабатывают и видимо внедряют локальные нормативные акты нацеленные на обеспечения безопасности дорожного движения;
- контролируют прохождение водителями обязательных медицинских осмотров, проводят с ними положенные инструктажи и соблюдение водителями режима труда и отдыха;
- проверяют при выпуске транспортных средств на линию наличие регистрационных документов транспортных средств, необходимых разрешений и т.д.
Они конечно же раз занимаются автотранспортом должны знать назначение и основные технико-эксплуатационные характеристики подвижного состава, а также правила технической эксплуатации транспортных средств, но по своей работе непосредственно техникой не занимаются.
Техническими вопросами должен заниматься другой, технический, специалист - условно это главный механик. Его интересуют водители постольку-поскольку, он занимается обеспечением безопасности именно подвижного состава. Какая бы у этого технического специалиста не была должность, приказом по предприятию он становится "Контролером технического состояния транспортных средств".
В приказе Минтранса России N 282 и для него прописаны требования к образованию. Опять же если профильного нет (Техника и технологии наземного транспорта или, например, Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта), то при назначении контролером, сотрудник:
- повышает свою квалификацию по "Безопасности дорожного движения" (48 часов);
- проходит переподготовку по курсу "Контролер технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта" (256 часов).
Название курса профессиональной переподготовки выглядит так, как будто сотрудник контролирует состояние только электробусов, троллейбусов и трамваев, но это не так. Это официальное название из приказа 282 Минтранса России, а содержимое курса касается контроля технического состояния любых транспортных средств. Контролер должен в первую очередь знать:
- устройство, технические характеристики, конструктивные особенности, назначение и правила эксплуатации автотранспортных средств, в том числе специальных подъемных устройств для инвалидов;
- технические требования, предъявляемые к автотранспортным средствам;
- порядок организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств;
- соответственно контролер должен и уметь проводить этот предрейсовый или предсменный контроль.
До вступления в силу приказа Минтранса России N 282, на предприятии должно было быть еще одно лицо связанное с обеспечением безопасности дорожного движения - Диспетчер автомобильного транспорта. Теперь такого законодательного требования нет, но это не означает что всех диспетчеров автотранспорта уволили за ненадобностью.
Обычно в текущей работе Специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения (в его же обязанности входит взаимодействие с водителями и их контроль), некогда отслеживать движение транспорта по маршруту, разрешать проблемы связанные с движением из-за ДТП или других причин, заниматься оперативным оказанием технической помощи (это уже из обязанностей контролера). Опять же при большом количестве автотранспорта надо на кого-то возложить обязанность по заполнению путевых листов. Для этих задач на предприятии и назначается Диспетчер.
Не смотря на отсутствие требований в приказе проводить профессиональную переподготовку диспетчеров автомобильного и городского наземного электрического транспорта, заинтересованные предприятия и организации по прежнему направляют к нам своих сотрудников на обучение по курсу "Диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта" (256 часов).
Остались вопросы или нужна консультация? Все расскажем по телефону +7 499 673-4793 или пишите на почту info@uckontakt.ru